Развитие цифровых технологий с течением времени затрагивает больше и больше сфер применения. Одна из таких областей — это музеи, которые стремятся сохранить историю предметов и достижений, но при этом не отставать от прогресса. Преподнесение материала возрастает на новый уровень с внедрением в культуру мультимедийных решений.
- В чем преимущество интерактивных технологий
- Какие возможности есть у интерактивных технологий
- Какие задачи решают интерактивы
- Кто сегодня ходит в музеи
- Интерактивные технологии в действии
- Иммерсивные элементы
- AR и аудио
- AR-маркеры
- Интерактив
- Новые технологии производства
- Опыт музеев
- Музей «Газпром»-Академия ФК «Зенит»
- Монолитный сенсорный стол в первый интерактивный музея на Дальнем Востоке России
- Уникальные сенсорные столы в музей посвященный первой женщине-космонавту
В чем преимущество интерактивных технологий
Спор о правильности установки интерактивов в культурном центре разделился на мнения:
- технологии могут нарушить сокровенность старины и саму идею музея;
- внедрение современных изобретений улучшит восприятие информации и возродит интерес к истории.
Мультимедиа оптимизируют усвоение материала, ускоряют рабочий процесс без потери качества, включают слушателя и позволяют непосредственно участвовать в теме — это главные преимущества интерактивных технологий.
Какие возможности есть у интерактивных технологий
Цель музея не только в сохранении редких экспонатов, но и освещение истории, поэтому важно, как будет подана информация. Использование интерактивных технологий улучшает работу в экспозиционном пространстве, как в образовательном направлении, так и в коммуникативном. Ниже представлен список возможностей медиа, которые повысят работу традиционного музея:
- оснащены дополнительным оборудованием, что будет еще одним способом вовлечения посетителей: наушники, микрофон, настройки записи звука, камера и прочее. Набор дополнений зависит от вида оборудования и сферы применения;
- работают в онлайн режиме. Суть интерактива заключается в обратной связи, на каждую команду приходит ответная реакция. Как пинг-понг: задаете команду, устройство моментально исполняет ее и выдает результат. Так, посетители музея становятся участниками процесса, а не пассивными наблюдателями;
- наличие сенсорного экрана. Посетители музея погружаются в историю, взаимодействуя с материалом на экране и изменяя его;
- только один рабочий инструмент — электронное перо, которое при соприкосновении с интерактивным оборудованием выполняет команды. Также модели способны реагировать на жесты или прикосновение пальцев;
- дальнейшее использование измененного материала. После работы с файлом данные сохраняются и по необходимости переносятся на другое устройство (компьютер или ноутбук) и выполняют операции: сохранить, отправить по почте, отсканировать или вернуть на интерактив для продолжения работы. Этой функцией пользуются при научной работе.
Также применение мультимедиа разделяют на две категории:
- самостоятельную, которая будет транслировать информационный поток вне зависимости от сотрудника музея,
- вспомогательную, т.е. помогающую при работе с аудиторией (интерактивные доски или панели, трибуна, система голосования).
Какие задачи решают интерактивы
Какие задачи будет решать интерактивное оборудование, зависит от модели, специализации и области применения.
В новых музеях технологии применяют в моделировании экспонатов или территории. На поверхность цифрового стола переносится карта местности с необходимой детализацией, после чего посетители проходят маршруты экспедиций онлайн, изучают географию и перемещаются по виртуальному миру. Интерактивность развивает интерес к обучению и делает процесс живым.
Проблему ограниченного количества антиквариата или материала также решают современные технологии. Для музея с редкими экспонатами — это преимущество, ведь 3D сканирование способно «прочитать» элемент и воспроизвести объемную копию. Такая же схема выручает, если предмет нельзя перенести, например, редкий отпечаток, или требуется популяризация.
Даже в музеях при публичных выступлениях без цифровизации не обойтись: презентации, транслирование видео. Система голосования упрощает работу с аудиторией при экскурсиях, когда проводят опрос и собирают индивидуальные данные в ограниченный срок. В компактные устройства уже встроен список вопросов, варианты ответов, среди которых имеются правильные. Система сама подсчитывает результаты, что сокращает время проверки и снижает вероятность ошибки. Так программа вычисляет на какую научную сферу экскурсовод должен сделать упор.
Кто сегодня ходит в музеи
Анализ показал, что аудитория музея делится на две составляющие: первая возрастная, вторая — по интересам. Школьники лидируют по посещаемости культурного дома, на втором месте студенты и затем люди среднего и преклонного возрастов. Ученые посещают музеи с профессиональной точки зрения, ради обучающего процесса. Зная ожидания и запросы потребителя, дизайнеры создают проекты, направленные на конкретные группы интересов.
Интерактивные технологии в действии
Технологии в музейной среде профессионалы устанавливают с особым вниманием, чтобы избежать навязчивого модернизма, и повысить информативность культурного дома: модные и новые разработки не всегда смотрятся уместно в научной среде, так как могут помешать восприятию идеи инсталляции и информативности, но привлечь к высоким технологиям.
Иммерсивные элементы
Иммерсивные элементы близки по назначению и устройству к интерактивным, но являются более усовершенствованными. Иммерсивные технологии изменяют сознание и погружают в виртуальный мир с сопровождением вспомогательных составляющих, которые усиливают эффект новой реальности (голосовое сопровождение, встроенный микрофон и прочее, зависит от модели устройства). Такой подход изначально использовался в научной фантастике, далее получил распространение и теперь применяется в научно образовательных областях — современных музеях. Иммерсивные элементы представлены в виде аудио, видео, существуют в 3D формате и т.д.
AR и аудио
Чтобы поход в музей стал полезным, создатели применяют современные технологии. На замену экскурсовода пришло AR приложение. Эта программа с помощью GPS отслеживает местоположение, также благодаря гироскопу определяет, куда направлен взгляд, на какую экспозицию, после чего выдает информацию в виде аудио, что создает звуковую 3D-среду.
AR-маркеры
Еще одним помощников в интерактивных музеях становятся AR-маркеры. Это программа на устройстве — смартфоне или планшете, в которую внесены сведения о музейных экспонатах или других объектах. Через камеру приложение считывает двухмерное изображение и отображает его на экран устройства, но для удобства уже в 3D формате. Цифровой объект подвижен: вращается на 360 градусов, меняет ракурс на верхний и нижний. На этом этапе уже поступает информация об исследуемом объекте — AR технологии зачитают научные сведения, также можно узнать детальную информацию, оставляя пометки цифровым маркером на желаемых частях. По оставленным маркерам программа поймет, о каком элементе требуется справка и зачитает ее через динамик.
Интерактив
Медиа технологии в музее меняют границы восприятия аудитории. Погрузить аудиторию в исторический контекст позволяют интерактивные формы: взаимодействуя с объектами, посетители занимают позицию исследователя, а не пассивного наблюдателя, также коммуницируют с информацией в режиме настоящего времени. Интерактивное оборудование для музея стирает границу между посетителем и экспонатом, погружают в историю.
Новые технологии производства
Интерактивные технологии созданы для оптимизации передачи объема потока информации, ведь общение — наша основная деятельность.
Главную эволюционную роль музея играет не цифровизация, а информативность — она пополняется и становится цельной благодаря инновационным решениям. Макет Солнечной системы будет представлен не в виде двухмерного изображения с подписью, а в 3D размере с понятным и нескучным обзором на научные факты с сопровождением аудио помощника. Интерактивная выставка наполняет выставочное пространство, делая его живым, доступным к усвоению и реалистичным.
Опыт музеев
Новая концепция подачи материала через цифровые устройства ускоряет рабочий процесс без потери качества. Но появилось разногласие между любителями истории о новых технологиях в культурных учреждениях: дают ли новшества вторую жизнь традиционному музею или все-таки нагло вторгаются в границу прошлого и современного настоящего. Обратимся к музеям, которые уже практикуют цифровизацию.
Музей «Газпром»-Академия ФК «Зенит»
На первом этаже главного здания школы был создан музей истории «Газпром»-Академии ФК «Зенит» и футбольной школы «Смена». Проект был реализован известным петербургским бюро музейной сценографии «Метаформа». Для оснащения музейного пространства использовали восемь встроенных дисплеев с проекционно-емкостным сенсорным экраном.
Выставочная экспозиция размещена в фойе и разделена на четыре основные тематические зоны:
- «Создавать игру, достойную восхищения»
- «Следовать командному духу»
- «Знать историю клуба»
- «Философия Академии»
Эти зоны рассказывают об истории школы, её выдающихся учениках и тренерах, а также знакомят с принципами, позволяющими вырастить не только профессиональных игроков, но и настоящих победителей, которые вносят значительный вклад в успехи клуба и национальной сборной. Названия этих зон выражают ключевые ценности Академии и способствуют формированию командного духа и характера победителя у воспитанников.
Монолитный сенсорный стол в первый интерактивный музея на Дальнем Востоке России
Музей истории АО «Океанрыбфлот» открыл свои двери для посетителей как первый интерактивный промышленный музей на Камчатке, предлагая уникальное погружение в богатую историю одной из ведущих рыбопромышленных компаний региона. Экспозиция музея поражает современностью подачи: от огромных экранов и интерактивных карт до голографических моделей и стильным дизайном, создавая незабываемое впечатление у посетителей всех возрастов.
Применение интерактивных технологий подчеркивает стремление музея к инновациям и современным методам презентации материала, увеличивая его популярность среди посетителей и обеспечивая ежедневный приток гостей благодаря высокотехнологичному и интерактивному подходу к экспозиции.
Уникальные сенсорные столы в музей посвященный первой женщине-космонавту
Музейное пространство оформлено в стиле, вдохновленном космической тематикой: здесь можно увидеть светящиеся витрины и объемные декорации, создающие атмосферу загадочности и величия космоса. Такой уникальный дизайн музея было просто необходимо дополнить современным интерактивным оборудованием, которое гармонично вписывается в общую концепцию и обогащает экспозицию.